ВМЕСТО ЛЮБВИ

Бывает чувствуешь, что прав, но не знаешь, что им ответить... И возникает какое-то смутное ощущение вины: вроде бы люди стараются, объясняют тебе, что к чему и сколь много скверны в окружающем нас мире.
Душевно неустроенному человеку новые “братья и сестры” вполне могут заменить семью.


Однажды автору пришлось беседовать с проповедником иеговистов долгим зимним вечером на вокзале в Таллинне. Он, как и многие другие активные сторонники подобных религиозных движений, был эрудированным, уверенным в своих взглядах молодым человеком. И одиноким, хотя проповедовал в основном в женских общежитиях. Но тут смешки неуместны: даже и в мыслях у таких людей, как правило, нет флирта. Он был совершенно искренним, превосходно знал наизусть огромные отрывки из Библии.
Собственно говоря, никто и не спорит: заповеди традиционных религий полезны, хотя бы как моральный императив. И вообще ни во что не верить - плохо. Однако в нем меня настораживало постоянное стремление доказать, что все порывы людей "вперед и выше" следует трактовать как дьявольскую гордыню. Оставим сейчас в стороне творческие взлеты, космос, море. Поговорим только о любви. Разве она не окрыляет человека? Разве искренне любящие и любимые не становятся хоть на минуту подобны ангелам? Всякий любивший скажет - становятся. И это светло, хорошо, чисто.
И вот тут между сторонниками сект и остальными людьми пролегает "водораздел". Традиционные религии обычно с уважением относятся к браку, к взаимоотношениям родителей и детей. И не пытаются ставить интересы общины выше, хотя и говорят, например: "Братья и сестры во Христе". Все же это духовное родство не заменяет обычное, а дополняет его.
А вот куда более активные проповедники даже "официальных" сект (иеговисты, мормоны и т.п.) зачастую фактически предлагают замену семьи и любви, хотя на словах это может так и не формулироваться. Особенно это действует на людей, расставшихся после неудачного брака, вообще одиноких, неустроенных. Новые "братья и сестры" заменяют такому человеку семью. Речь сейчас вовсе не идет об осознанном уходе в монашество. Там - свой выбор, а тут, к сожалению, часто навязанный. Традиционные религии имеют огромный опыт работы с людьми. А он показывает, что излишнее давление в конечном счете снижает авторитет того, кто давит. Поэтому священники работают с людьми достаточно осторожно. Но вот сравнительно недавно появившиеся движения обычно настолько стараются "навербовать” побольше членов, что используют приемы, чем-то напоминающие модное ныне нейролингвистическое программирование.
Правда, официально признаваемые движения воздействуют на сознание относительно "мягко", чего нельзя сказать об экстремистских сектах. Достаточно напомнить тут о небезызвестном "Белом братстве". Его организаторы - Юрий Кривоногов и Мария Цвигун ("Мэри Дэви") в свое время довели своих "братьев и сестер" до того, что последним требовалась помощь психотерапевтов. Автор сам видел таких девушек, прямо скажем, с мутными глазами. Они и говорить-то нормально почти ни о чем не могли, кроме навязанных им тем. Понятно, что тут, в конечном счете, вмешались государственные организации (как в России, так и на Украине), и организаторы секты были осуждены. Но лишь немногие сектанты действуют столь "жестко". Как правило, их воздействие достаточно трудно свести к классическому гипнозу.
Подобное характерно и для некоторых других организаций, формально не являющихся сектами, поскольку они носят подчеркнуто светский характер. Например, поклонники дианетики также используют существенно более "мягкие" приемы. Как же отличить вербовщиков?


Во-первых, эти незнакомые Вам поначалу люди ведут себя так, как будто они - Ваши самые близкие друзья.

Во-вторых, они демонстрируют общность (хотя бы частичную) своего жизненного опыта, интересов и увлечений с Вашими - но лишь в самом начале общения, для установления дружеского контакта. Иначе говоря, если женщина начнет жаловаться на одиночество, то и представитель подобного движения, как правило, говорит что-то вроде: "И мне это чувство очень хорошо знакомо, но так было раньше, до моего знакомства с идеями..." И далее следует небольшая лекция о соответствующем движении.

В-третьих, Вам обещают решить почти что любые Ваши проблемы.

В-четвертых, Вас хвалят и даже льстят Вам (Вы и умны, и человек хороший, и понимаете все с полуслова, и собеседник интересный). Есть, конечно, у Вас один очень маленький, но поправимый недостаток: Вы, естественно, уже догадались, что недостаток этот - слабое (до беседы с "вербовщиком") знакомство с проповедуемыми им идеалами. Быть может, у Вас даже сложилось ложное представление о представляемом им движении. Но, разумеется, Вы в этом не виноваты: Вас ввели в заблуждение недоброжелатели. А вот теперь, после беседы, Вы будете все представлять в истинном свете.

В-пятых, на Вас совершенно не жалко времени. Последнее очень подкупает - современные горожане вечно куда-то торопятся. Даже родители с детьми и дети с родителями не удосуживаются долго беседовать. А тут кто-то терпеливый готов говорить с Вами часами, если Вы, конечно, хотите...

И, наконец, последний момент - сначала все бесплатно.
А потом - это уж везде по-разному. Во всяком случае, каким-то образом отрабатывать свое членство в секте или активно вербующем сторонников светском "кружке" всегда приходится. Но это уже, как говорится, дело добровольное. По крайней мере, человеку покажется, что вопрос о вступлении решается на добровольной основе.

Автор далек от того, чтобы ругать кого бы то ни было: как говорится, "не суди, да не судим будешь". Но хочется предупредить ищущих душевного тепла: трижды подумайте, прежде чем вступать в какую-либо организацию или общину, которая слишком многого требует от своих членов.
Иногда говорят, что придти к истинной духовности можно и с помощью не совсем бескорыстных проповедников.

В ответ приведу древнее изречение: "Когда добрый человек проповедует ложное учение, оно становится истинным. Когда дурной человек проповедует истинное учение, оно становится ложным". Так что от случайных людей Вы вряд ли многое почерпнете. Еще одна мысль китайского мудреца: "Обыкновенные люди опутаны мыслями о славе и выгоде, но в один голос клянут этот мир "грязным светом" и "океаном страданий". Им неведомы ни белизна облаков, ни синева гор, ни проворство ручья, ни твердость камня. Они не знают, как цветы улыбаются птичьему щебету, а долины подхватывают песни дровосеков. Они не знают, что мир не грязен и в океане жизни нет страданий, а лишь их собственное сердце покрыто грязью и отягощено заботами". Истинной духовности без любви и понимания красоты мира не бывает. И ее не могут принести к Вам на дом или на работу молодые люди с хорошо поставленной агитационной программой. И уж совсем вряд ли Вам вручат ее вместе с приглашением на какую-нибудь очередную лекцию или презентацию.
Одним словом, слушая кого попало, Вы рискуете потерять тот мир, в котором живете - со всеми его достоинствами и недостатками. В том числе и с земной любовью.
Нужно ли это Вам? Согласны ли Вы ограничить свой круг общения только новыми "братьями и сестрами"?
Готовы ли Вы стать вербовщиком - фактически все секты требуют в той или иной форме этого от своих членов?
И, наконец, готовы ли Вы считать проявлениями гордыни все то высокое и светлое, что было, есть или еще только будет в Вашей жизни?
Последнюю мысль стоит пояснить.
Когда сектанты говорят о "духовности" (а они обязательно много говорят о ней), то всегда предполагается только та "духовность", которую они несут сами (хотя несут ли - это еще вопрос). Если человек соглашается принять такой "дар", то и с ним соглашаются. А вот если он возражает, ссылаясь на какие-либо свои идеалы, то последние тут же оказываются или бездуховными, или проявлениями гордыни. А ведь далеко не всегда наша жизнь столь уж бездуховна, хотя, конечно, и возвышенной от начала до конца ее назвать нельзя. Поиск любви (именно любви, а не ее суррогатов) никак не может быть проявлением гордыни. Человек имеет право на счастье. И не стоит заранее отдавать адептам какого-либо из новоявленных учений свою свободу выбора.

"вербовщиков" можно узнать по нескольким характерным особенностям
 

Россия вновь возвращается к семейным ценностям. Это и не удивительно - как бы иначе продолжался род человеческий? Возможно, читателей и не имеет смысла агитировать - но ведь в их окружении могут быть люди, разачаровавшиеся, решившие, что не стоит тратить время на поиск своей "половинки", ушедшие в сомнительные "духовные" поиски.
Возможно Вам, уважаемый читатель, знакома такая ситуация - чувствуешь, что прав, но не знаешь, что им ответить... И возникает какое-то смутное ощущение вины: вроде бы люди стараются, объясняют тебе, что к чему, сколь много скверны в окружающем нас мире, какой у них хороший основатель движения и прочее, прочее. И надо бы сказать, что это никак не заменяет настоящей любви, да знакомых обижать неловко. Вот автор и пробует показать читателям - Вы не одиноки, в подобные ситуации попадают и многие другие. Помочь здесь может только неподдельное душевное тепло и поддержка близкого человека.

Использована информация: Волков Е. Н.
Экспертно-справочная информация о феномене скрытого психологического насилия, выражающегося в целенаправленном установлении отдельным лицом или группой лиц незаконного контроля над сознанием и жизнью других личностей без их добровольного и осознанного согласия. - Нижний Новгород, 1996

Техники контроля сознания

Групповое давление и "бомбежка любовью" отбивают охоту к сомнениям и усиливают потребность в принадлежности через использование игр, подобных детским, через пение, объятия, прикосновения и лесть. Термин "бомбежка любовью" применяется не только внешними критиками деструктивных культов, но и самими адептами культов, например, мунитами. Цель методики: сверхназойливостью вызвать у адепта или вербуемого в культ ощущение, что ждали именно только его, что он - это нечто особенное и общаться с ним адептам культа очень и очень приятно. Новичок не выпускается из-под опеки ни на минуту. Рекомендованная специальными наставлениями мунитов процедура называется "сандвич" и требует, чтобы новичок постоянно находится в окружении двух приставленных к нему опытных адептов, обязанных со всем рвением "сотрудничать" с ним и вовлекать его.
Изоляция (отделение) создает невозможность или отсутствие желания сверять информацию, предоставляемую группой, с реальностью.
Техники, останавливающие мышление, вводят новобранца в медитирование, монотонное пение и повторяющиеся действия, которые при чрезмерном использовании создают состояние высокой внушаемости.
Страх и чувство вины вызываются извлечением признаний (исповедей) под предлогом создания близости и обнаружения страхов и секретов, чтобы создать эмоциональную уязвимость посредством явных и завуалированных угроз, также как и чередованием наказаний и наград.
Отказы от сна поощряются под маской духовных упражнений, необходимого тренинга или срочных проектов (планов).
Неадекватное питание маскируется или как специальная диета для улучшения здоровья и достижения духовности, или как обязательная принадлежность ритуалов.
Сенсорная (чувственная) перегрузка навязывает принятие комплекса из новой доктрины, целей и определений (дефиниций), чтобы заменить прежние ценности вероятного новообращенного посредством усвоения массы информации за короткое время с очень ограниченной возможностью критической проверки.

Рубрику ведет Сергей Кривенков,
эксперт-психодиагност, старший научный сотрудник СПбНЦЭПР,
доктор философии в области психологии личности