Бальный этикет:
в чем секрет гендерного баланса?

   

   Социальные танцы становятся «обществом», где ожидается соблюдение «приличий», но каких?
   Частенько мы выдергиваем отдельные пункты из этикета придворных балов и требуем их соблюдения для современных танцев – мне кажется любопытным прояснить тут некоторые заблуждения.

   Бал – настоящая находка
   Для юных франтов и для дам;
   Его с восторгом ждет красотка,
   Он праздник пасмурным отцам.
   Чтоб дочка куколкой оделась,
   Хлопочет опытная мать,
   А чтоб она не засиделась,
   Везет ее потанцевать. ( Ф.Кони)

Танцы и балы – в чем разница?

    Традиционные «балы» – это крупные официальные кастовые мероприятия, собирающие не менее 200-500 и, как правило, до 1500 приглашенных. Это непременно оркестр, ужин с роскошным угощением, официанты и специальное украшение залов. Это важный формат светской жизни дворян, учившихся для этого танцевать с 5-6 лет. Не может быть свободной продажи билетов на балы – туда можно попасть только по персональному приглашению для тех кто «принят в обществе», обычно это бесплатно для гостей, но весьма затратно для организатора, хозяин сам выбирает кого приглашать и требует соблюдения определенных правил.
    Параллельно балам бытовали и просто «танцы» уместные для разных сословий, это вечеринки с куда меньшим размахом, с одним или несколькими музыкантами вместо оркестра. Заметьте, что на них НЕ РАСПРОСТРАНЯЛИСЬ требования бального этикета. На танцах, претендующих на статусность маленького бала, хозяева дома просили родственников и знакомых кавалеров приглашать непопулярных девушек, чтобы те не остались без внимания, а настоящий бал – это слишком массовое мероприятие для таких частных натяжек.
    То, что мы сейчас огульно считаем правилами тогдашнего танцевального этикета – это было обязательно для гостей именно на балах (от впечатления на балу во многом зависела карьера, брак и положение в свете), другие правила были для «масок» на балах-маскарадах и совсем иные на танцах, хотя, местами, они пытались подражать «блестящему обществу», но никак не могли этого ни потребовать, ни обеспечить.
    С чем это можно было бы сравнить сейчас? — одно дело как вести себя приглашенным на церемонию инаугурации президента, а другое дело, если купить входной билет на вечеринку в кабаке. Итак, правила дворянского этикета на балах и их церемонности нам не писаны, но на чем строился их этикет, как держалось это великолепие? Что актуально и для наших social paty?

  

Гендерный баланс бала предполагал больше кавалеров, чем дам

    Посещение бала – это светская обязанность. Все семейные обязаны были являться с женами и дочерьми, даже если жена беременна. Дамам необходимо являться каждый раз в новом модном платье с соответствующим декольте и ожерельем (нет нового платья – беда!). Тогда как кавалерам было достаточно и одной одежды, но менялись перчатки.
    Девицы (речь в основном о девушках 12-18 лет, но к концу века и старше) появлялись на взрослом балу исключительно в сопровождении родителей или пожилой особы. Эти «пожилые» особы одевались иначе, чем танцующие дамы (как явное отличие упоминается «чепец»), они следили за тем, чтобы девушка не осталась без кавалера и завела необходимые знакомства, особенно во время ее дебюта. Даже старым девам неприлично было приезжать самим без сопровождения. О приглашениях на танец сопровождающией "пожилой особы" речи не идет.
    Девушка могла явиться на бал и с отцом, который представлял её своим знакомым, а ему представлялись кавалеры, желающие танцевать с его дочерью.
    О женщинах, которые уже и не девицы, но и не были замужем, этикет балов умалчивает. Замужней даме не допустимо пойти на бал одной: она приезжала на бал с мужем, в период его отсутствия в городе допускалось являться с подругой, но обязательно в сопровождении мужа этой подруги.
    Мужчины могли являться на бал и в одиночку. Молодой человек, принимая приглашения на бал, брал, вместе с тем, на себя обязательство танцевать (когда мы говорим о «молодом человеке», стоит вспомнить, что герою романа «Онегин» балы наскучили к 17 годам). Обязаны были ездить на придворные балы и гвардейские офицеры – по два человека от каждого квартировавшего полка, офицеры приглашались как партнеры по танцам.
    Таким образом, на балах в отличие от просто «танцев», почти всегда было больше кавалеров и, вероятно поэтому, кавалеры старались ангажировать на танец дам заранее. Все кавалеры обязаны были участвовать только в первом танце, далее пожилые садились играть.
    О том, чтобы с кавалера требовалось за время бала станцевать со всеми присутствующими, в том числе с «пожилыми» особами – в бальном этикете и речи не идет! Как и том, чтобы отрывать пожилых кавалеров от их игр.
    Ни замужним дамам, ни молодым барышням не полагалось покидать бал в одиночку.
    "Эти мужчины, особенно в наше время, требуют чтобы жена была младше. Даже в 20 веке это не было так принципиально как сейчас. И какой интерес женщине которая работает приходить в дом к мужчине старому? Зачем такой нужен?"

  

Этикет приглашений на балах

    В 30-е годы XIX века дама могла танцевать с любым кавалером – считалось, что факт его присутствия на балу уже является гарантией благонадёжности и даме нет надобности опасаться за свою репутацию. Во второй половине XIX века, в связи с появлением на балах не только дворян, но и иных богатых сословий, кавалер, желающий танцевать с незнакомой ему дамой, сначала должен был «иметь честь быть представленным» через общих знакомых.
    Дама могла отказать кавалеру без перчаток. В случае поступления приглашения на танец одновременно от двух кавалеров, дама могла сделать выбор в пользу одного из них, но рекомендовалось отказать обоим и пропустить танец во избежание конфликта кавалеров.
    Ни одна благовоспитанная особа не должна позволять себе, отказав одному кавалеру, идти сейчас же танцевать с другим. Если дама заранее ангажирована, то танцует строго согласно данным обещаниям за исключением внепланового приглашения от царственной особы – иначе это оскорбление для кавалера.
    Получив отказ от одной дамы, представитель 1880-х годов обращался с приглашением к её соседке, хотя ранее (в 1830-х) это считалось оскорбительным для дамы.
    В ситуации, когда Вашу спутницу пригласил на танец Ваш знакомый, Вы приглашаете его даму, чтобы она не осталась в одиночестве.
    Верхом бестактности считается прийти на вечер с одной дамой, а танцевать всё время с другими.
    Неприлично приглашать на постоянно одну и ту же даму. На протяжении XIX столетия изменялось количество танцев, которые кавалер мог танцевать с одной дамой – для 1830-х годов это число равнялось одному, а уже в 1880-х дозволялось два-три-четыре танца, не следующих друг за другом подряд. Более могли танцевать только жених и невеста. Если кавалер настаивал на большем, чем положено, количестве танцев – дама отказывала, не желая себя компрометировать. Но, напомню, это касалось только балов, где собираются сотни танцующих с детства «партнерш», где на все это смотрят их родители и высокопоставленное «начальство» кавалеров.
    По окончании танца кавалер осведомлялся у дамы, куда отвести её: в буфет или же к месту, откуда он её пригласил. Он мог остаться рядом и продолжать разговор, но важно, чтобы кавалер не мешал другим танцорам приглашать даму, с которой он ведёт диалог.
    В первой половине XIX века дама могла подходить к буфету только в сопровождении своей попечительницы и кавалера, либо кавалер приносил даме из буфета то, что она пожелает. Но в конце XIX столетия правила упростились и дама могла идти в буфет в компании одного лишь кавалера.

  

Может договоримся?

    В современных реалиях на социальные танцы ходит уже некое сообщество не "с улицы", но это разношерстная тусовка, где далеко не все учились танцевать с детства и дамы 35+ не считают себя «пожилыми особами» — это не балы и стороны могут позволить себе некоторые вольности:

— дамы у нас могут приходить танцевать и сами, и без мужа, и будучи незамужней, и в том же наряде, и в любом возрасте, но из-за всего этого дам, будет скорее всего больше чем партнеров.
— кавалеры могут приглашать и не будучи представленными, и без перчаток,
— если дама отказывает без комментариев, значит считает его недостойным танца с нею (сомнительным, проходимцем) и это ее исконное право, поэтому не вежливо с его стоны подходить к ней снова уже никогда, но она может пригласить отвергнутого кавалера в ответ сама, если передумает или не то имела в виду,
— если дама отказывает, предлагая станцевать следующий танец, то считается ангажированной на него и кавалеру не красиво не подойти к его началу, а ей — начать танцевать с другим, который быстрее подскочил.
— для получившего отказ кавалера считается вежливым сразу (даже не отходя) пригласить другую,
— если дамы полагают себя вправе приглашать чужих кавалеров (вне объявленного «белого танца»), то и кавалеры вправе отказывать им,
— не прилично всё время занимать одну партнершу своими танцами и разговорами, вежливый кавалер должен дать возможность пригласить даму и другим танцорам,
— для участвующих в мероприятии (тем паче за свои деньги) вполне этично как активно приглашать всех, так и не танцевать с кем-то ни разу, и даже совсем никого не приглашать, а созерцать со стороны не танцуя – для возраста 30+ это вполне естественно даже по меркам балов.
— девушки теперь могут заказывать себе в баре и сами, но, с другой стороны, какие-то кавалеры, глядя со вполне с традиционной точки зрения, могут расценивать это как повод «подкатить», сочтя ее за девушку свободную.

Макс Рыбников

Брачное агентство "Синяя Птица"®, журнал "Синяя птица" С.-Петербург, т. 703-83-45

>НАЗАД               >НА ГЛАВНУЮ